Обратная связь.

Просто заполните нашу простую форму ниже
или позвоните +7 (495) 286-74-75.

Скорее всего мы ответим в течении двух часов.
Если вам нужно быстрее, то просто позвоните по телефону +7 (495) 286-74-75.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: арендатор или арендодатель?


В центре внимания автора — проблема взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении договоров аренды складских помещений. Автор анализирует нормативные акты, правовые позиции Конституционного суда России, Ростехнадзора и обосновывает целесообразность внесения в договор аренды условий, определяющих субъекта права собственности на отходы.

 

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 20.12.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, взимание платы предусматривается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников;

• сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

• размещение отходов;

• другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитное и радиационное воздействие и т. п.).

Неисполнение обязанностей по внесению платы влечет административное наказание, установленное статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду), в виде административного штрафа: на должностных лиц — в размере от 3 тысяч до 6 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, характерную для складской аренды, когда арендатор размещает отходы в контейнере, принадлежащем арендодателю и расположенном на его территории.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления (далее — отходы) определяются как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 23 Федерального закона об отходах производства и потребления плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранением отходов называется их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объект размещения отходов определяется как специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).

В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.

В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 248-О платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.

Аналогичной позиции придерживается и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор). В своем письме от 25.07.2007 № 04-09/1002 Ростехнадзор разъясняет, что в случае временного размещения отходов на площадках, указанных в пункте 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03, в специализированных контейнерах юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, Ростехнадзор отмечает, что для целей определения плательщика за негативное воздействие на окружающую среду приоритетным является вопрос определения собственника отходов. Указанная позиция Ростехнадзора базируется на норме права, нашедшей отражение в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Возникновение права собственности на отходы, порядок и основание его перехода от собственника к другому лицу установлены в статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регламентирует общий порядок приобретения права собственности на движимые вещи, от которых собственник отказался, а также в статье  4 Федерального закона об отходах производства и потребления. Эта статья является специальной нормой, которая указывает, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, касающейся отчуждения отходов. В случае если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

При этом Ростехнадзор в своем письме от 12.02.2007 № 04-09/170 применительно к статье 4 Федерального закона об отходах производства и потребления и рассматриваемой в настоящей статье ситуации, вытекающей из договора складской аренды, указывает, что отходы, брошенные арендатором (например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя), становятся собственностью последнего.

Руководствуясь вышеизложенным, следует сделать вывод, что если в договоре аренды не решен вопрос права собственности на отходы, и арендатор размещает отходы в контейнере, принадлежащем арендодателю и расположенном на его территории, то плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду будет считаться арендодатель, обративший эти отходы в свою собственность.

Поскольку в роли плательщика за негативное воздействие на окружающую среду может выступать как арендатор — собственник отходов, так и арендодатель, обративший отходы арендатора в свою собственность, во избежание возникновения спорных ситуаций, а также наступления негативных последствий в виде административного наказания право собственности на отходы целесообразно закреплять в договоре аренды.

 В данном обзоре использовались:

 

 

 

 

 

Михаил Черников, юрист PTi Lawyers 
28 сентября 2010 года

© PTi Lawyers, Черников М. С., 2010

Настоящий обзор является информационным и аналитическим материалом. Данный текст не должен рассматриваться в качестве юридического заключения, практической рекомендации или консультации, для получения которых просим обращаться к специалистам PTi Lawyers.

Информация о практическом опыте PTi Lawyers в сфере недвижимости представлена в разделе «Практики: недвижимость».




Новости


Последние новости, события и предложения